Не все читают Драйв, может кому будет полезна эта запись.
В эти выходные состоялся первый этап соревнований Тайм Аттак на Красном кольце. Я шел к этому этапу довольно планомерно, и задолго. В прошлой записи можно прочитать про подготовку, но это еще не все. Закончилось все на настройках развала-схождения, где я выставил стоковые значения. Когда приехал на кольцо и сказал парням, что у меня плюсовой развал на передней оси, они долго смеялись и не верили, что так можно ездить и были недалеки от истины.
Настройка подвески дело достаточно трудоемкое — как это обычно происходит(далее про развал):
Выставляем базовые настройки — например сток, по мануалу.
Далее берем товарища и пирометр. Прогреваем резину — 3-5-10 кругов(сколько хватит терпения), далее заезжаем на пит-лэйн и товарищ судорожно мерит температуру покрышки в трех точках — снаружи, в середине, внутри. И так для всех колес. Затем смотрим на разницу и делаем выводы: если температура снаружи больше, чем внутри и в середине, значит, развал недостаточен. Если температура на внутренней кромке колеса больше, чем в середине и снаружи, тогда развал избыточен и его надо уменьшать.
Но данный метод не дает позволяет увидеть, что происходит с колесом в повороте. Какая его часть работает, а какая нет. Почему бы вместо пирометра не использовать тепловизор, как на формуле 1. И я стал обдумывать такой подход, но тепловизор достаточно дорогая игрушка от 100 т.р. Пока не появился прибор от компании FLIR в виде чехла для Смартфона, но как приделать смартфон к машине снаружи и не разбить его?
В итоге я остановился на устройстве от компании SeekThermal.
Пришла посылочка
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
По сути это полноценный тепловизор, с неплохим разрешением и присоединяется к смартфону через microUSB, что позволяет с помощью кабеля-удлинителя перемещать его отдельно от смартфона.
Соорудив из подручных средств кронштейн и спаяв удлинитель микроУСБ (найти его в городе оказалось весьма проблематично).
Камера и кронштейн(чехол идет в комплекте только для хранения и переноски)
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Я поехал на кольцо делать замеры:
https://www.youtube.com/embed/qY6hp7A4eK4
Из замеров видно, что внешняя кромка перегружена, соответственно необходимо делать развал отрицательным. Многие сейчас усмехнуться, мол это было и так понятно, но это понятно в случае с мак- ферсоном. В двух/много рычажной подвеске да еще и с большим кастером все не так однозначно. Ибо динамический развал отличается от статического и в теории колесо в повороте должно заваливаться.
В стоковых настройках машина получает слегка недостаточную поворачиваемость. Сделано это для того, чтобы неопытный водитель не убился об стену при первом дождике.
К сожалению термо-камера не выдержала жестких условий гоночного автомобиля — ускорения, торможения и появились "артефакты" на снимках. Я думаю это из-за электромеханического калибровочного затвора, который либо ударил матрицу при ускорении, либо просто не закрывается до конца(их на видео видно в левом нижнем углу).
Все это было в четверг вечером и, посовещавшись с опытными гонщиками, решил с утра на развал/схождение развалить переднее колеса, получилось на той высоте, что сейчас имеет тачка можно сделать только — 0,5 град. Ладно пока так, далее посмотрим.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Затем поехал потестить результат, но проехав одну сессию, решил померить давление — съехал. Когда остановился, насторожил скрежет — неужели стерлась задняя колодка, я ее давно не менял.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Всего за 2 недели Феродо 3000 кончилось.Вот это поворот — колодки в городе не купить — никакие.
Все приехали — завтра квала Самое обидное, что новый комплект уже едет из Москвы. Все и так шло слишком уж гладко. Правда я успел снять результат на камеру.
https://www.youtube.com/embed/nXVHWyK-5L8
по этим результатам видно, что даже сейчас недостаточно развала, необходимо еще увеличивать в отрицательную сторону на пол градуса, но для этого необходимо чуть-чуть машину сделать ниже — на 10 мм примерно.
Но вопросы с колодками остался — что делать? У меня занятия через час и до ночера — договариваюсь с товарищем, чтобы подменил меня. Отгоняю машину на базу к друзьям, прыгаю в такси и 1.5 часа еду до дома ибо все решили свалить из города разом. В гараже забираю все остатки колодок и бегу в единственный магаз в городе, где есть выбор спорт колодок — ФорвардАвто и с продавцом подбираем наиболее подходящие колодки от Сильвии с 15.
колодки Эндлес до 400 град
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
На более крутые колодки жаба задавила ибо цена …, ну ладно далее их необходимо отпилить и просверлить отверстие для крепежного штифта.
Слева оригинал справа модификация с Сильвии
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
За час до закрытия кольца приехал и потренировался все работает — машина едет нормально.
На следующий день — квала. На практике сделали трассу с шиканой именно ту, по которой мы будем ездить в день гонок, на выбывание.
В результате на практике я был первый в своем классе, но там шикану из конусов раскатали и я хоть и объезжал ее по правилам, ибо понимал, что в реальной ситуации там будут покрышки, но каким-то чудом выдал первое время.
Результаты практики
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Но на квалификации я походу уже вымотался, т.к. находился на трассе с 9:30, а квала была в 16:00, короче как я не старался быстрых кругов не получалось — много терял в шикане совершал ошибки и в итоге 3е место со временем 1.06.4 Ну и самое страшное: я опять перегрел тормоза, прилично выжег свежекупленные колодки и походу вскипятил тормозуху.
Формат соревнований — карусель, это парные старты и совместное прохождение первых 3-х поворотов.
Затем машины разъезжаются — та, которая ехала по внутренней "Дорожке" уезжает на малое кольцо, вторая на большое.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
В результате получается общий старт и финиш (если машины одинаково едут), что добавляет зрелищности.
Итак день соревнований — я приезжаю одним из первых, быстро прохожу медкомиссию и начинаю менять колодки. Когда стерлась феродо — стерлась только одна колодка из всех, остальные находились в пределах 30%-40% остатка.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Есть подозрение, что мне одну колодку с другим составом прислали. Ибо эндлесы стирались равномерно. Феродо тормозит значительно лучше эндлесов и я решил на гонку поставить их и заодно качнуть тормозную жижу. На зад поставил остатки ЕБЦ — у них трение выше гражданских так же качнули тормоза. Жижа была черная, значит все-таки я ее вскипятил.
Итак первый соперник — Хонда. Пары формируются по результатам квалификации- первый с последним, второй с предпоследним и т.д.
Поэтому первый соперник легкий — главное не допускать фатальных ошибок, типа уехал не на свое кольцо.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Все прошло как и планировал, правда во время старта чувствуется, что сцепление готовиться отойти в мир иной — вонища, но пока не буксует. На старте я захватил лидерство и проехал гонку спокойно без ошибок.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Второй соперник БМВ М3 из Новосибирска. Думал, что со старта его 415 паспортных лошадей(вроде как, я в Баварцах не силен) уедут в точку, но нет, я не сильно отстал, и первом повороте пришлось даже немного скинуть, моя скорость прохождения поворотов выше, значит есть шанс побороться. Еду большое кольцо без ошибок, выезжаю на малое и в первом повороте перебрал со скоростью, меня слегка заносит, включаю вторую газ в пол вроде нет его, но перед самым финишем он буквально на капот вырывается вперед.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Вот так маленькая ошибка решила исход борьбы за первое место.
Ну и последней была Интегра с достаточно опытным пилотом, но в этот раз все прошло довольно четко и в итоге третье место.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла